Всем спасибо, кто бросал в нас кирпичи. Я сложил из них забор, чтоб устоять... (с)
www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/079/715.htm


Надгробие, произведение скульптуры или малая архитектурная форма; предназначено для увековечения памяти умершего, устанавливается на его могиле (в отличие от гробницы, вмещающей в себя тело умершего, и ложного Н. — кенотафа). В неолитических культурах Н. являлись деревянные столбы, менгиры, в Древней Греции — статуи, стелы с изображением умершего. В раннесредневековой Европе на смену плоскорельефным стелам эпохи Великого переселения народов с распространением христианства приходят кресты. Основным типом Н. в Западной Европе с 11 в. становится тумба (пустая каменная или бронзовая коробка, прикрытая плитой со статуарным, рельефным или гравированным портретом умершего: устанавливалась над захоронением, обычно помещаемым в интерьере церкви). На средневековом Кавказе были распространены каменные плиты с орнаментальной резьбой. Кит. Н. (вертикальные плиты, на которых высекались не портреты, а лишь имена) постепенно превратились в свободно стоящие мемориальные стены. В эпоху Возрождения Н., как правило, вытесняются гробницами. В Н. 17—18 вв. портреты всё чаще сочетаются с символами бренности земного бытия и аллегорическими фигурами; всё большую композиционную и смысловую роль играют надписи. С конца 18 — начала 19 вв. Н. устанавливаются большей частью не в церквах, а на кладбищах (превращающихся в своеобразные музеи Н.). В Н. 2-й половины 19 — 20 вв. религиозно-дидактическое начало постепенно ослабевает и единственным украшением могилы всё чаще становится портрет умершего или лаконичная эмблема, играющая чисто мемориальную роль.

@темы: Смерть в белых перчатках, Что осталось от фундамента, да, камни, камни...(с)